Выпускники НГУ создали лабораторию научной анимации

Сайт Новосибирского государственного университета 29 января 2016 г.
Сайт Наука в Сибири 29 января 2016 г.

Выпускники Новосибирского государственного университета превращают реальные научные эксперименты в настоящие мультфильмы. Они занимаются уникальным проектом — лабораторией научной анимации, которая соединила в себе командообразующие тренинги и игры для детей, познавательный курс биологии с настоящими научными экспериментами и создание развлекающих, и в то же время, обучающих анимационных фильмов на основе полученных знаний.

Lab_Sci_Anim.jpg

Авторы идеи Дмитрий Чубаров, Ольга Посух, Лилия Винченко и Елена Кабанихина рассказали пресс-службе НГУ о своём проекте:

Наша лаборатория научной анимации образовалась совсем недавно. В начале сентября в Академгородке появился Цоколь — предприятие, основанное небольшой компанией художников и мастеров. В Цоколе есть инструменты для занятий гончарным делом, живописью и графикой, а также мультипликационный станок. Это пространство наполнено густым творческим духом, благоприятствующим творческим экспериментам.

Сама анимация здорово подходит для представления научных результатов, анимационные персонажи могут одинаково хорошо иллюстрировать и процессы, протекающие и в живой клетке, и в космических масштабах. Например, рядом в Академпарке команда GetAClass использует мультипликационную технику для иллюстрации основных понятий физики и решений физических задач.Также многие видели изготовленные Европейским космическим агентством мультфильмы, иллюстрирующие миссию аппарата Розетта. Так что сама идея научной анимации сейчас, что называется, на слуху.

Итак, все участники проекта познакомились в Цоколе. Идея сделать лабораторию научной анимации принадлежит директору этого творческого пространства Лилии Виниченко (НГПУ’02). Мысль посвятить первый экспериментальный проект лаборатории биологии предложили Наталья Пермякова — сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН (ФЕН’98) и Ольга ПосухИнститут молекулярной и клеточной биологии СО РАН (ФЕН’06).

С самого начала мы видели этот проект как детский и образовательный, поэтому хотели, чтобы соавторами и исследовательской работы и основанного на ней мультфильма были дети.

Начиная работу, мы не имели чёткого представления о том, куда она нас приведёт. Поэтому первыми сотрудниками лаборатории научной анимации стали сами инициаторы проекта, а также их дети и дети их друзей. Самому младшему специалисту в "штате" лаборатории было всего четыре года. Быстрее найти общий язык в такой разновозрастной компании помогали психолог Ольга Радзиховская (НГИ’11, НГПУ’14) и тьютор Екатерина Кузьминых (ГФ’03).

Первым этапом работы стал микробиологический эксперимент, который курировала Ольга Посух. Мы хотели вместе с младшими сотрудниками освоить простые технические навыки: сбор образцов из окружающей среды, выращивание колоний бактерий в питательной среде чашки Петри, обеспечение минимальной чистоты и аккуратности при работе, необходимой для того, чтобы результаты были воспроизводимы. Одновременно дети изображали новые для себя знания о бактериях и их колониях в своих рисунках. Так появились персонажи мультфильма.

Затем возник и сюжет, основанный на работе школьника из Канады. Мальчик Дэниель Бурд из канадского города Ватерлоо (где есть известный университет), в течение нескольких месяцев отбирал бактерии, которые быстрее всего разлагали пластик, и добился значительной скорости! Конечно, в силу возраста он не мог исследовать продукты разложения пластика на токсичность. Взрослые учёные же находят бактерии, способные разлагать пластик в природе, а также создают их методами биоинженерии.

Для съёмок мультфильма мы хотели использовать технику перекладной анимации. В этой технике мультфильм снимается как последовательность стоп-кадров. Иллюзия движения нарисованных персонажей возникает благодаря их перемещению между стоп-кадрами или перемещению фона. Все персонажи и фоны были нарисованы под руководством преподавателя живописи Елены Кабанихиной (ММФ’99, ‘01, НГХУ ‘05). Звуки и голоса для мультфильма были записаны ребятами в студии звукозаписи, организованной из подручных инструментов Дмитрием Чубаровым — сотрудником Института вычислительных технологий СО РАН (ММФ’98, ‘00). Смонтировала мультфильм Ольга Посух, а Степан Белякин — тоже из ИМКБ СО РАН (ФЕН’00) — сочинил и исполнил для мультфильма весёлую мелодию.

Съёмки мультфильма у станка продолжались иногда до позднего вечера, где вместе со взрослыми сотрудниками работал девятиклассник Сева Виниченко — школьник гимназии № 5. Занятия лаборатории проходили раз в неделю по воскресеньям. У нас выработался свой график. Утром приходили взрослые и старшие школьники, чтобы поработать в тишине, затем в течение одного-двух часов мы работали вместе с самыми младшими сотрудниками лаборатории. Угостив всех чаем, мы отпускали их с родителями домой и завершали день.

В будни мультипликационный станок тоже не простаивал. За ним работали дети под руководством Елены Роальдовны Тихоновой, познакомившей нас с методиками работы, расположенная в Академгородке детская киностудия "Поиск". Так и получился "Везучий микроб".

После того как «Везучий микроб» был готов, ребята попытались снять ещё один фильм о бактериях, фабула сюжета которого была гораздо более насыщенной. В проработке сюжета им помогала Наталья Пермякова, выступившая в роли научного консультанта. Этот проект оказался сложнее, поскольку для детей было важно проделать всю работу своими силами.

Новых проектов в лаборатории научной анимации пока нет — ребята доделывают свои старые проекты, а новая группа пока ещё не сформировалась. Как только мы наберём достаточно инициативных ребят, так сразу запустим что-то новенькое. И, как обычно, это будет увлекательный тандем реального научного эксперимента и производства настоящего мультфильма по его мотивам.

Нам многое ещё хотелось бы узнать про научную анимацию. Где грань между научной и развлекательной составляющей, которую не следует переходить, чтобы не навредить науке? Какими могут быть персонажи таких мультфильмов? Выяснить это было бы интересно и полезно.

Везучий микроб на YouTube