По другую сторону микроскопа

Сайт "Академгородок" 20 ноября 2014 г.

В предыдущих репортажах мы рассказывали о приборах, с которыми ученые-биологи работают каждый день. А сейчас предлагаем вниманию читателей историю с другой стороны – со стороны микроскопов. На вопросы редакции ответил региональный представитель компании "Olympus" Ярослав Титаренко, при участии которого был проведен семинар "Современные цифровые технологии в микроскопии в медицине и биологии" в Институте молекулярной и клеточной биологии СО РАН.

– Ярослав, расскажите, пожалуйста, какую цель преследовали представители компании, когда организовывали семинар?

– С каждым годом и даже месяцем задачи в биологии возникают все более нетривиальные задачи. Соответственно, необходимы все новые и новые возможности оборудования для решения этих задач. Совершенно естественно, что исследовательские группы сами определяют характеристики будущих приборов, участвуют в их разработке. Но другие ученые, сталкиваясь с подобными задачами, могут ограничивать свой потенциал по причине незнания современного оборудования. Основная цель представителей "Olympus" – восполнить эти лакуны и рассказать о возможностях наших новых систем: насколько они гибкие, настраиваемые, какой огромный спектр задач они могут решать. Но самое главное: ученые могут непосредственно участвовать в создании и усовершенствовании прибора.

– Часто ли проводятся подобные мероприятия?

– Мы стараемся ежегодно проводить 1-2 мероприятия в крупных научных центрах с нашими новинками в подобном формате. В этом году мы проводили мероприятия в НЦ Вектор и в Институте молекулярной и клеточной биологии СО РАН.

– Какие интересные приборы были продемонстрированы на семинаре?

– Уникальным на сегодняшний день прибором, не имеющим аналогов, является конфокальный микроскоп FV10. Он выделяется, прежде всего, своей концепцией. Полностью цифровой интерфейс, простота использования, устойчивость к внешним воздействиям, встроенный инкубатор и "темная комната", антивибрационная платформа, а также возможность решения 95% задач предлагаемых конфокальным микроскопам.

microskop2.jpgЕго освоение занимает около 2 часов от момента начала работы до самостоятельного получения изображения. Искушенный в данном отношении пользователь, уже работавший на конфокальных системах, способен сделать это еще за меньший промежуток времени занимает еще меньше времени.

Также был продемонстрирован передовой инвертированный микроскоп IX83, полностью моторизованный, с открытой платформой для возможных модификаций. Он является, по сути, основой для многих наших высокотехнологичных систем, таких как мультифотонная система FV1200 и скрининговая система ScanR. Микроскоп позволяет устанавливать как инкубатор для проведения длительных исследований живых клеток, так и передовые модули для коррекции температурного дрейфа при быстропротекающих физических процессах в образце.

- С каждым годом и даже месяцем задачи в биологии возникают все более нетривиальные задачи – Есть ли возможность у института приобрести устройства, показанные в ходе практической части?

– Это зависит от многих факторов, и дать однозначный ответ на данный момент невозможно. Для специалистов института необходимо понять, насколько данные приборы необходимы институты и способны ли они решать поставленные исследователями задачи. К покупкам приборов такого уровня подходят очень взвешено.

– Как я заметила в ходе семинара, представители компании не только показывают приборы, но и консультируют относительно их использования. Ярослав, скажите, пожалуйста, насколько сложно вникнуть в детали такой работы? Даже при специализированном образовании, полученном Вами, наверняка есть какие-то особо тонкие вопросы и проблемы.

– Конечно, специфика есть. Поэтому наши специалисты не совсем равнозначны. Мы осваиваем углубленно различные приборы и взаимно дополняем друг друга. Информации и деталей очень много и, конечно, невозможно знать все сразу. Поэтому процесс обучения не стоит на месте, мы регулярно консультируемся с нашими иностранными коллегами, разбираем обнаруженные проблемы и совместно изучаем новые методы. Как я говорил выше, мы часто привлекаем ученых с огромным научным и практическим опытом, поскольку их знание нюансов работы намного выше. Еще один немаловажный фактор – это способность и желание объяснять, причем, для пользователей с разным уровнем знаний, поскольку на образовательные семинары приходят не только известные ученые, но и начинающие молодые исследователи-аспиранты.

Маргарита Артёменко