"Наука учит думать, искать, не унывать"

Сайт Сибирского отделения РАН COPAH.info 24 декабря 2013 г.

Если вы считаете, что невозможно успеть все и достижения в одной сфере жизни непременно оборачиваются провалами в другой, то пример героини нашего интервью — лауреатки конкурса "Л'Ореаль-ЮНЕСКО", кандидата биологических наук Лидии Болдыревой из Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН поколеблет ваши убеждения. Она увлеченно занимается генетикой, воспитывает двух детей, танцует и даже умеет управлять внедорожным грузовиком.

Чему посвящено ваше исследование, принесшее победу в конкурсе?

— Я занимаюсь изучением структуры и функций активных и неактивных участков ДНК в хромосомах классического модельного объекта генетики — плодовой мушки дрозофилы (на ней ученые получают те новые фундаментальные знания о механизмах регуляции активности генов, которые затем служат основой для исследований млекопитающих и человека). В последние пять лет я принимала участие в международном проекте Drosophila Heterochromatin Genome Project по детальному изучению плотно упакованных прицентромерных участков ДНК. Значительный вклад в эту работу внес проведенный мною синтез линии мух, позволяющий получить высокую детализацию генетического материала. Эти результаты войдут в 6-ю версию международной открытой базы данных генома дрозофилы www.fruitfly.org и будут доступны для использования исследователям по всему миру. Кроме того, в течение последних трех летя участвовала в разработке и экспериментах по подтверждению гипотезы, описывающей активные и неактивные участки хромосом дрозофилы. В настоящее время, опираясь на нее,мы начали исследования по изучению закономерностей организации генов микроРНК у Drosophila melanogaster. Эти молекулы имеют ключевое значение для нормального развития всех многоклеточных организмов, они участвуют в процессах развития, старения, суточных ритмов и обуславливают различные патологии, например, рак.

Вы всегда мечтали стать ученым?

— Ученым я стала неожиданно для самой себя. Все детство я мечтала быть модельером-дизайнером женской одежды. Много рисовала, шила некоторые модели. А биология и математика были самыми любимыми школьными предметами, в значительной степени благодаря педагогическому таланту моих учителей. В дальнейшем это определило мою судьбу. По окончанию школы я собиралась поступить в институт лёгкой промышленности на отделение моделирования, но обстоятельства сложились так, что я не подала туда документы. Вместо этого, за компанию с подругой, поступила в НГУ. Привлек меня, конечно же, факультет естественных наук, отделение биологии. Мне до сих пор немного жаль свою нереализованную мечту стать модельером, и даже часто возникают интересные идеи, но на их воплощение, увы, не хватает времени и квалификации. Но честно признаю, я ни разу не пожалела, что выбрала путь, который привел меня в науку — и именно генетику. Я увлеченно думаю о любимом деле и днем и, порой, ночью,не только на работе, но и дома, и в дороге.

В нашей культуре бытуют стереотипы, что женщины-ученые — это эдакие "синие чулки". Как выдумаете, откуда они взялись и почему до сих пор сохраняются?

— Мне кажется, в современном мире развитого обмена информацией и доступности большого разнообразия сфер спорта и прочего досуга, эта корреляция социопатии и высокого интеллекта отходит в прошлое. Хотя, по моему личному мнению, женщины часто более длительно и глубоко сосредотачиваются на каждом виде деятельности (а занятие наукой, само по себе, требует большой самоотдачи). По этой причине им может быть труднее, чем мужчинам переключаться между научной работой и какими-то еще увлечениями. Но большинство моих коллег-женщин совсем не производят впечатления "синего чулка" — все они общительны и у каждой есть то или иное увлечение помимо работы: кто занимается спортом, кто — танцами, а кто — вокалом.К тому же у многих из них уже есть еще одно больше дело жизни — это семья и дети. О себе могу сказать, что помимо науки я увлекалась массой других интересных занятий — внедорожным спортом (на данный момент я водитель категорий А, В, С; грузовика, правда, у меня еще нет, зато есть внедорожный мотоцикл), занималась айкидо и йогой, джаз-балетом, кубинскими танцами. Но, в данный период жизни до хобби руки совсем не доходят — все время по-честному разделено между семьёй и работой.

Согласны ли вы с утверждением, что мужчины боятся умных женщин?

— Скорее, не соглашусь. Хотя, зачастую от умных женщин мужчины требуют больше ответственности. Но, на мой взгляд, взаимоотношения в паре, как пазл, складываются из многих, в том числе, мелких и не осознаваемых характеристик. Так что ум играет далеко не определяющую роль.

Как вы считаете, правомерно ли делить ученых на мужчин и женщин? Есть ли в этом плане между ними различия?

— Каждый ученый — неординарная личность, со своими, нередко яркими, особенностями взгляда на мир и чертами характера. И поэтому, я затрудняюсь разделить какие-либо черты между учеными-женщинами и учеными-мужчинами.

Чему научила вас наука?

— Наука учит думать, искать, не унывать. Работая в науке, невозможно избежать привычки анализировать, строить гипотезы и даже порывов проводить эксперименты в различных других областях жизни. Все время хочется сделать наш мир лучше. У ученых зачастую развитое и тонкое чувство юмора. Привыкая к этому, часто ждешь таких же свойств характера от всех окружающих людей, и если приходится долгое время быть отдаленным от научной среды, впадаешь в некоторую апатию.

Если бы вы не занимались наукой, вам было бы проще совмещать работу с семьей?

— Мне трудно представить свою жизнь без науки. Хотя я задавалась именно этим вопросом, потому что не раз ради работы приходилось жертвовать вниманием к семье и детям. Сколько раз после детского сада я прибегала со старшим сыном снова на работу, чтобы поставить еще один эксперимент. А находясь в отпуске по уходу за младшим ребенком, я проводила на работе практически все выходные, и муж поэтому начал испытывать недостаток моего внимания.

Хотели бы вы, чтобы ваши дети тоже стали учеными?

— На мой взгляд, наука одно из самых интересных и достойных занятий. Но каждый человек уникален в предрасположенности к той или иной деятельности. Я буду стараться помочь своим детям найти и реализовать себя в той области, которая будет им по душе.

Диана Хомякова