Городские дни науки-2018: что рассказали школьникам ученые СО РАН

Газета Наука в Сибири №20 (3131) от 31 мая 2018 г.
Сайт Наука в Сибири 1 июня 2018 г.

Уже второй год подряд Сибирское отделение РАН организовывает выезд лекторов в школы в рамках городских дней науки. На этот раз темы выступлений пополнились социологией, историей и инженерией.

science_days_2018.jpg

Весь апрель в рамках городских дней науки ученые СО РАН ездили по школам Новосибирска, чтобы рассказать о своих исследованиях в различных областях. Одна из первых лекций прошла в средней школе № 153: о биологии в целом и разработках Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН в частности рассказал его научный сотрудник Даниил Гладких. Вместе с ним на лекцию приехал сотрудник Института ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН кандидат физико-математических наук Вячеслав Каминский и поведал ребятам о коллайдерах.

Школьникам также демонстрировались опыты и приборы. Так, в гимназию № 14 научные сотрудники Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН Артём Настовьяк и Иван Мжельский привезли тепловизор, через который можно было разглядеть более высокую температуру не только различных микросхем, но и собственного лица. Там же сотрудник Института автоматики и электрометрии СО РАН кандидат технических наук Константин Котов объяснял, как сделать дрон и как с ним обращаться.

В Аэрокосмическом лицее имени Ю.В. Кондратюка научный сотрудник ИФП СО РАН Николай Филиппов рассказывал о применении достижений физики в биологии, в частности о работе биоанализаторов — приборов, позволяющих быстро проводить анализ белков, клеток, ДНК и РНК. В школе № 195 сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат физико-математических наук Антон Николенко поведал об источниках синхротронного излучения — ускорителях, которые работают в институте. О достижениях и разработках ИЯФ много говорил и его научный сотрудник Владислав Скляров, который провел даже две лекции: в школе № 141 и во Второй гимназии.

Не осталась в стороне и тема разоблачения мифов. Сотрудник ФИЦ “Институт цитологии и генетики СО РАН” кандидат биологических наук Юрий Сидорчук в школе № 122 рассказывал о ГМО, а сотрудник Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН доктор химических наук Александр Макаров убеждал школьников в безопасности пищевой и бытовой химии. Также о важности ГМО — только в мире биотехнологий — в школе № 141 говорила кандидат биологических наук Анна Эрст из Центрального сибирского ботанического сада СО РАН.

В этом году возросло число лекторов-гуманитариев — чему мы, кстати, только рады. Так, сотрудница Института филологии СО РАН кандидат филологических наук Людмила Ильина в гимназии № 7 говорила о происхождении и связи языков народов мира, а профессор НГУ, доктор исторических наук Владислав Кокоулин в школе № 188 — о методах и способах изучения истории. От Института экономики и организации промышленного производства СО РАН приехали два лектора: в гимназии «Умка» кандидат социологических наук Ольга Ечевская рассказала про сибирскую идентичность и о том, из чего она формируется, а кандидат социологических наук Кирилл Малов в школе № 97 говорил о политическом портрете свободолюбивых новосибирцев.

Лекции были посвящены и генетике: так, сотрудник НИИ терапии и профилактической медицины (филиал ФИЦ ИЦиГ СО РАН) доктор медицинских наук Владимир Максимов в лицее № 12 посвятил свое выступление мутациям и полиморфизмам, а в школе № 122 сотрудница Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Анна Дружкова рассказывала о силе генов наших предков — ведь каждый вид, который живет на Земле, является наиболее адаптировавшимся к имеющимся условиям.

Также ученые говорили о жизни мелких (и не самых доброжелательных к нам) организмов: научный сотрудник ИМКБ СО РАН кандидат биологических наук Сергей Кулемзин в школе № 188 поведал о нашей (пока что не слишком успешной) борьбе с вирусами так называемой простуды, а сотрудница Научно-исследовательского института экспериментальной и клинической медицины Ольга Курская в школе № 97 — о вирусах гриппа и его видах.

Мы перечислили только половину всех лекций и прочитавших их ученых. На деле выступлений было гораздо больше: о лазерной физики и астрономии, геологии и термодинамике, математике и вулканологии. Каждое из них, безусловно, оказалось интересным для школьников, которые не только смогли узнать что-то новое, но и, возможно, стали на шаг ближе к определению своей будущей профессии.

PDF-файл статьи